23 октября 2013
25 октября, в 12.00, в Одесской областной организации Национального союза журналистов Украины (пр.Шевченко, 11) состоится пресс-конференция, посвященная выходу в свет книги Галины Лазаревой «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» из серии «Имена Одесской киностудии.
Итак, новая, седьмая по счету, книга Галины Лазаревой из серии «Имена Одесской киностудии» посвящена кинооператору и кинорежиссеру Радомиру Василевскому.
Cерия эта уникальна, в отечественном (а может, и мировом) киноведении аналогов ей нет, и история Одесской киностудии, воссоздаваемая автором от книги к книге языком документов и задокументированных свидетельств очевидцев, - это самый правдивый рассказ о том, «как делалось кино в Одессе».
Галина Лазарева была активным участником всех событий, о которых рассказывают ее книги. Как главный редактор Галина Яковлевна держала руку на творческом пульсе Одесской киностудии и во многом определяла ее успех в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века, закономерно признанные сегодня Золотым веком нашей студии. Следовательно, ни о какой отстраненности не может быть речи. Авторская подача материала – самая что ни на есть заинтересованная.
А ведь были в истории Одесской киностудии тех лет и неуспехи, и сомнения, и потери, и сложнейший творческий коллектив, в котором, как в броуновском движении, постоянно сталкивались личности, амбиции, честолюбивые стремления… Проще всего написать обо всем этом воспоминания.
Но мемуаристика – это всегда субъективный взгляд на прошлое. А Лазарева любит точность. Документ – самый точный источник информации без налета оценочных эмоций. Однако документы, как правило, сухи. А в лазаревских книгах документальный поток фактов всегда настолько жив и захватывающ, что оторваться от чтения невозможно.
Интересно понаблюдать, как выстраивалась, выписывалась серия «Имена Одесской киностудии» на протяжении десятилетия. Галина Лазарева всегда обращается к материалу, который хорошо знает, и к персоналиям одесских кинематографистов, близким ей по духу. Первые ее книги («Василий», посвященная кинодраматургу Василию Решетникову, и «Людмила», рассказывающая о начальнике цеха обработки пленки Одесской киностудии) носили повествовательный, очерковый характер, и ссылки на конкретные документы служили в них лишь для подтверждения тех или иных утверждений автора, то третья - «Владимир Высоцкий» - уже вплотную подошла к стилистике документального дайджеста. Откровенным дайджестом получилась и четвертая книга серии, посвященная творчеству Киры Муратовой.
Именно тогда все еще шел поиск «лица» серии «Имена Одесской киностудии», ее дизайнерского и полиграфического решения. Думаю, обилие фактографических материалов и документов, изыскание которых Галина Лазарева упорно осуществляла и продолжает осуществлять по сей день - все эти стенограммы, приказы, справки, письма, фотографии, рисунки, статьи из разных газет и воспоминания очевидцев, составляющие внешний рисунок повествования, - в конце концов перевели количество в качество. Ее книги стали не просто намного толще по числу страниц, но и приобрели по-настоящему стереофоническое звучание.
И стало совершенно очевидно, что каждая из книг лазаревской серии – это, прежде всего, повод приоткрыть еще и еще одну из страниц истории Одесской киностудии, импульсом для чего может послужить рассказ о состоявшемся или не состоявшемся одесском фильме либо работа на Одесской киностудии кинематографиста имярек.
Дизайн и содержание трех последних книг Лазаревой: «Княжна Мери. Творческий выкидыш», «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя» и последней «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» - говорят о том, что серия, наконец, сложилась, как совершенное художественно-документальное явление и что диапазон ее содержания может быть поистине безграничен, как безгранично самое искусство кино, даже заключенное в пространство одной-единственной киностудии.
Новая книга, посвященная кинооператору и кинорежиссеру Радомиру Василевскому, - достойное продолжение серии «Имена Одесской киностудии». Внимательный читатель давно понял, что своих героев Галина Лазарева выбирает отнюдь не по популярности в рейтинге тех лет и не по занимаемому ими месту под солнцем, и уж конечно, критерием для попадания в лазаревскую киноведческую серию никогда не была и не будет дружба персонажей с автором.
Отбор здесь ведется по другому принципу: герой Лазаревой должен быть личностью, оставившей заметный след в истории Одесской киностудии. И профессия здесь не имеет никакого значения, ибо коллективное киноискусство подразумевает в работе полную отдачу каждого на своем месте. А вот как это у каждого получалось, осталось либо не осталось в коллективной памяти студии и кинематографа. На этом и проявились настоящие личности.
Радомир Борисович Василевский неординарной личностью, несомненно, был. Неудобной, колючей, не принимающей компромиссов и до зубовного скрежета честной. С ним было очень тяжело работать. Малоэмоциональный и въедливый, он был грозой разгильдяев и халтурщиков. От его постоянных придирок в прямом смысле стонали члены его съемочных групп.
Зато как его любили дети! И собаки любили. Их-то никогда не обманешь напускной строгостью. Они правильно чувствуют душу. А душа у Василевского была светлой.
Ощущение после прочтения книги Лазаревой «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» - открытие. Открытие человека и кинорежиссера, остававшегося при жизни для большинства коллег и друзей этаким сухарем, непонятно как влезшим в детское кино и наснимавшим его на Одесской киностудии более всех – целых тринадцать фильмов из созданных им семнадцати.
А ведь автор докопалась до истоков его парадоксальности, нашла кусочки «смальты» для мозаичного портрета Василевского из самого его военного детства, когда отец-артиллерист воевал на фронте, а им с мамой «удалось спасти сестренку» от голодной смерти. И все опять языком документа, которому не верить нельзя.
А когда поверишь, понимаешь, что суровость военного времени, заставившая мальчишку раньше срока стать мужчиной, осталась в нем навсегда, как осталось и недоигранное детство, которое приоткрывалось только в его детских фильмах, общении с детьми да, пожалуй, в умении подмечать в обыденной жизни светлые стороны, которые вспыхивали в его картинах цветами северного сияния. Одна из них, кстати, так и называлась: «Включите северное сияние».
И еще парадокс. Радомир Василевский крепко дружил с классиком советской детской литературы Радием Погодиным и снял по его сценариям почти все свои детские фильмы. Более несхожие характеры и представить трудно: «сухарь» Василевский и распахнутый людям Радий Петрович, легкий в общении, постоянно готовый к улыбке и шутке.
А ведь как дружили! И понимали друг друга с полуслова. И часами могли говорить, говорить, говорить, «разминая» сюжет будущего фильма или придумывая выразительные детали для съемок. Радий Погодин зорким своим писательским взглядом разглядел в Василевском родственную душу. Ему было не важно, что снаружи, он смотрел вглубь.
И Лазаревой в книге удался этот глубинный взгляд в человека и кинорежиссера, в обстоятельства, приведшие его в кино, на Одесскую киностудию. Он всегда был правильным человеком. В хорошем смысле слова. Никогда не кривил душой, свято соблюдал нормативы и правила (отнюдь не случайно вы найдете в книге о Радомире Василевском студийный приказ по технике безопасности) и фильмы для детей снимал правильные. Как нам тогда виделось, - дидактично-нравоучительные.
Они не были лидерами проката, и хитами фильмы Василевского никто не считал. А прошло двадцать лет – выяснилось, что все его обыкновенные детские истории смотрятся на одном дыхании. Это потому, что снимал Радомир Борисович исключительно умное, содержательное детское кино, всегда поднимающее животрепещущие проблемы и будоражащее мысль. Таких фильмов современные дети не знают, но если они все-таки пробиваются на экран, возникает чудо открытия, и ребятня, узнавая себя в перипетиях экранного сюжета, смотрит «дидактично-нравоучительные» истории Василевского, как если бы ей предложили самое крутое и навороченное современное кино.
Опять промелькнуло это слово «открытие». Открытие сути творчества Радомира Василевского. А ведь были у него и фильмы для взрослых, и неосуществленные планы, и горячее стремление сделать жизнь Одесской киностудии еще ярче, еще интереснее. Обо всем расскажет вам эта книга.
В одном из выступлений, стенограмма которого приведена здесь Галиной Лазаревой, Радомир Василевский сказал: «По-моему, настало время найти энтузиастов, которые написали бы историю Одесской киностудии – кинофабрики, чтобы издать ее. Мне кажется, если бы эту историю вручали вместе с пропуском-удостоверением людям, принимаемым на работу, это влияло бы на их отношение и к коллективу студии, и к самой работе самым положительным образом».
Галина Яковлевна тоже была одним из немногочисленных близких Радомиру Василевскому людей на студии. Пришло время – она исполнила его завет в своих книгах. И пока жива память о той замечательной, талантливой и любимой зрителями Одесской киностудии - в фильмах, книгах, воспоминаниях, дружбе оставшихся одесских кинематографистов – говорить о ее безвозвратном конце невозможно. Одесская киностудия жива. Она просто переживает свой нелегкий период.
Елена МАРЦЕНЮК,
журналист - киновед,
член Национального союза кинематографистов Украины.
«Место встречи изменить нельзя», 1979
одесских кинематографистов кира муратова одесские кинематографисты военно-полевой роман одеська кіностудія александр одесской киностудии народный артист место встречи кінематографістів україни сценарист говорухин кинематографистов кинорежиссер сергій тримбач одесского отделения евгений женин параджанов приключения электроника василевский приключения зеленый фургон правления изменить нельзя одесское отделение киностудия секретный фарватер искусство три мушкетера композитор ярослав лупий президент астенический синдром одесский экран фестиваль виробництво национального союза костроменко художник-постановщик одесская киностудия одеської кіностудії председатель правления кинематографисты вторжение законопроект
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net