Пресс-конференция Галины Лазаревой «Имена Одесской киностудии»

23 октября 2013

Пресс-конференция Галины Лазаревой «Имена Одесской киностудии»

25 октября, в 12.00, в Одесской областной организации Национального союза журналистов Украины (пр.Шевченко, 11) состоится пресс-конференция, посвященная выходу в свет книги Галины Лазаревой «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» из серии «Имена Одесской киностудии.

Итак, новая, седьмая по счету, книга Галины Лазаревой из серии «Имена Одесской киностудии» посвящена кинооператору и кинорежиссеру Радомиру Василевскому.

 Cерия эта уникальна, в отечественном (а может, и мировом) киноведении аналогов ей нет, и история Одесской киностудии,  воссоздаваемая автором от книги к книге языком документов и задокументированных свидетельств очевидцев, - это самый правдивый рассказ о том, «как делалось кино в Одессе».

Пресс-конференция Галины Лазаревой «Имена Одесской киностудии»

 Галина Лазарева была активным участником всех событий, о которых рассказывают ее книги. Как главный редактор Галина Яковлевна держала руку на творческом пульсе Одесской киностудии и во многом определяла ее успех в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века, закономерно признанные сегодня Золотым веком нашей студии. Следовательно, ни о какой отстраненности не может быть речи. Авторская подача материала – самая что ни на есть заинтересованная.

 А ведь были в истории Одесской киностудии тех лет и неуспехи, и сомнения, и потери, и сложнейший творческий коллектив, в котором, как в броуновском движении, постоянно сталкивались личности, амбиции, честолюбивые стремления…  Проще всего написать обо всем этом воспоминания.

 Но мемуаристика – это всегда  субъективный взгляд на прошлое. А Лазарева любит точность. Документ – самый точный источник информации без налета оценочных эмоций. Однако документы, как правило, сухи. А в лазаревских книгах документальный поток фактов всегда настолько жив и захватывающ, что оторваться от чтения невозможно.

 Интересно понаблюдать, как выстраивалась, выписывалась серия «Имена Одесской киностудии» на протяжении десятилетия. Галина Лазарева всегда обращается к материалу, который хорошо знает, и к персоналиям одесских кинематографистов, близким ей по духу. Первые ее книги («Василий», посвященная кинодраматургу Василию Решетникову, и «Людмила», рассказывающая о начальнике цеха обработки пленки Одесской киностудии) носили повествовательный, очерковый характер, и ссылки на конкретные документы служили в них лишь для подтверждения тех или иных утверждений автора, то третья - «Владимир Высоцкий» - уже вплотную подошла к стилистике документального дайджеста. Откровенным дайджестом получилась и четвертая книга серии, посвященная творчеству Киры Муратовой.

 Именно тогда все еще шел поиск «лица» серии «Имена Одесской киностудии», ее дизайнерского и полиграфического решения. Думаю, обилие фактографических материалов и документов, изыскание которых Галина Лазарева упорно осуществляла и продолжает осуществлять по сей день - все эти стенограммы, приказы, справки, письма, фотографии, рисунки, статьи из разных газет и воспоминания очевидцев, составляющие внешний рисунок повествования, - в конце концов перевели количество в качество. Ее книги стали не просто намного толще по числу страниц, но и приобрели по-настоящему стереофоническое звучание.

 И стало совершенно очевидно, что каждая из книг лазаревской серии – это, прежде всего, повод приоткрыть еще и еще одну из страниц истории Одесской киностудии, импульсом для чего может послужить рассказ о состоявшемся или не состоявшемся одесском фильме либо работа на Одесской киностудии кинематографиста имярек.

 Дизайн и содержание трех последних книг Лазаревой: «Княжна Мери. Творческий выкидыш», «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя» и последней «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» - говорят о том, что серия, наконец, сложилась, как совершенное художественно-документальное явление и что диапазон ее содержания может быть поистине безграничен, как безгранично самое искусство кино, даже заключенное в пространство одной-единственной киностудии.

 Новая книга, посвященная кинооператору и кинорежиссеру Радомиру Василевскому, - достойное продолжение серии «Имена Одесской киностудии». Внимательный читатель давно понял, что своих героев Галина Лазарева выбирает отнюдь не по популярности в рейтинге тех лет и не по занимаемому ими месту под солнцем, и уж конечно, критерием для попадания в лазаревскую киноведческую серию никогда не была и не будет дружба персонажей с автором.

 Отбор здесь ведется по другому принципу: герой Лазаревой должен быть личностью, оставившей заметный след в истории Одесской киностудии. И профессия здесь не имеет никакого значения, ибо коллективное киноискусство подразумевает в работе полную отдачу каждого на своем месте. А вот как это у каждого получалось, осталось либо не осталось в коллективной памяти студии и кинематографа. На этом и проявились настоящие личности.

 Радомир Борисович Василевский неординарной личностью, несомненно, был. Неудобной, колючей, не принимающей компромиссов и до зубовного скрежета честной. С ним было очень тяжело работать. Малоэмоциональный и въедливый, он был грозой разгильдяев и халтурщиков. От его постоянных придирок в прямом смысле стонали члены его съемочных групп.

 Зато как его любили дети! И собаки любили. Их-то никогда не обманешь напускной строгостью. Они правильно чувствуют душу. А душа у Василевского была светлой.

 Ощущение после прочтения книги Лазаревой «Радомир Василевский. Счастье – дело тяжелое» - открытие. Открытие человека и кинорежиссера, остававшегося при жизни для большинства коллег и друзей этаким сухарем, непонятно как влезшим в детское кино и наснимавшим его на Одесской киностудии более всех – целых тринадцать фильмов из созданных им семнадцати.

 А ведь автор докопалась до истоков его парадоксальности, нашла кусочки «смальты» для мозаичного портрета Василевского из самого его военного детства, когда отец-артиллерист воевал на фронте, а им с мамой «удалось спасти сестренку» от голодной смерти. И все опять языком документа, которому не верить нельзя.

 А когда поверишь, понимаешь, что суровость военного времени, заставившая мальчишку раньше срока стать мужчиной, осталась в нем навсегда, как осталось и недоигранное детство, которое приоткрывалось только в его детских фильмах, общении с детьми да, пожалуй, в умении подмечать в обыденной жизни светлые стороны, которые вспыхивали в его картинах цветами северного сияния. Одна из них, кстати, так и называлась: «Включите северное сияние».

 И еще парадокс. Радомир Василевский крепко дружил с классиком советской детской литературы Радием Погодиным и снял по его сценариям почти все свои детские фильмы. Более несхожие характеры и представить трудно: «сухарь» Василевский и распахнутый людям Радий Петрович, легкий в общении, постоянно готовый к улыбке и шутке.

 А ведь как дружили! И понимали друг друга с полуслова. И часами могли говорить, говорить, говорить, «разминая» сюжет будущего фильма или придумывая выразительные детали для съемок. Радий Погодин зорким своим писательским взглядом разглядел в Василевском родственную душу. Ему было не важно, что снаружи, он смотрел вглубь.

 И Лазаревой в книге удался этот глубинный взгляд в человека и кинорежиссера, в обстоятельства, приведшие его в кино, на Одесскую киностудию. Он всегда был правильным человеком. В хорошем смысле слова. Никогда не кривил душой, свято соблюдал нормативы и правила (отнюдь не случайно вы найдете в книге о Радомире Василевском студийный приказ по технике безопасности) и  фильмы для детей снимал правильные. Как нам тогда виделось, - дидактично-нравоучительные.

 Они не были лидерами проката, и хитами фильмы Василевского никто не считал. А прошло двадцать лет – выяснилось, что все его обыкновенные детские истории  смотрятся на одном дыхании. Это потому, что снимал Радомир Борисович исключительно умное, содержательное детское кино, всегда поднимающее животрепещущие проблемы и будоражащее мысль. Таких фильмов современные дети не знают, но если они все-таки пробиваются на экран, возникает чудо открытия, и ребятня, узнавая себя в перипетиях экранного сюжета, смотрит «дидактично-нравоучительные» истории Василевского, как если бы ей предложили самое крутое и навороченное современное кино.

 Опять промелькнуло это слово «открытие». Открытие сути творчества Радомира Василевского. А ведь были у него и фильмы для взрослых, и неосуществленные планы, и горячее стремление сделать жизнь Одесской киностудии еще ярче, еще интереснее. Обо всем расскажет вам эта книга.

 В одном из выступлений, стенограмма которого приведена здесь Галиной Лазаревой, Радомир Василевский сказал: «По-моему, настало время найти энтузиастов, которые написали бы историю Одесской киностудии – кинофабрики, чтобы издать ее. Мне кажется, если бы эту историю вручали вместе с пропуском-удостоверением людям, принимаемым на работу, это влияло бы на их отношение и к коллективу студии, и к самой работе самым положительным образом».

 Галина Яковлевна тоже была одним из немногочисленных близких Радомиру Василевскому людей на студии. Пришло время – она исполнила его завет в своих книгах. И пока жива память о той замечательной, талантливой и любимой зрителями Одесской киностудии - в фильмах, книгах, воспоминаниях, дружбе оставшихся одесских кинематографистов – говорить о ее безвозвратном конце невозможно. Одесская киностудия жива. Она просто переживает свой нелегкий период.

 

Елена МАРЦЕНЮК,

журналист - киновед,

член Национального союза кинематографистов Украины.


Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net