Иосиф ТИМЧЕНКО
Вы до сих пор убеждены, что кино начиналось в Париже, что его придумали братья Люмьеры? Значит, Вы никогда не были в Одессе, на Втором христианском кладбище. Там, на памятнике из чёрного лабрадора высечено, что под ним лежит изобретатель первого в мире киноаппарата Иосиф Андреевич Тимченко. Именно он, главный механик учебных мастерских Одесского (тогда - Новороссийского) университета сконструировал, своими руками построил невиданный аппарат и снял с его помощью две ленты: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» летом 1893 года. А 9 января 1894 года он продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве.
А что же Огюст и Луи Люмьеры? «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики Люмьера» они показали только 25 декабря 1895 года!
В протоколе заседания секции физики сказано: «Секция с интересом отнеслась к остроумному изобретению г.Тимченко… и решила выразить ему благодарность». Никому в голову не пришло запатентовать изобретение – кто тогда мог предвидеть, что из этого в конце концов разовьётся! А братья Люмьеры не только запатентовали своё изобретение, но и через сеть магазинов папаши Люмьер (его фабрика производила фотоматериалы) распространила его по всей Европе. Честь им за это и хвала!
Но не будем забывать, что кинематограф всё-таки начинался с Тимченко. А продолжилась кинематографическая жизнь в Одессе уже с помощью Мирона Осиповича Гроссмана, фотографа, который в 1907 году купил французский аппарат, начал первые профессиональные съёмки с документальных лент для французских кинофирм «Патэ» и «Гомон». А собственное киноателье построил в Одессе на Французском бульваре, 14, прямо напротив той территории, где сейчас находится Одесская киностудия художественных фильмов. Её адрес – Французский бульвар, 33. Эти смежные земли, разделённые только нешироким бульваром, навсегда стали кинематографической территорией Одессы. На земле господина Вальтуха, одесского книготорговца, (Французский б-р, 33) разместилось киноателье Николая Ивановича Харитонова. После революции оба киноателье были национализированы, и на их базе, на этих землях и была организована первая в стране государственная кинофабрика ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления). Основное её ядро – павильоны, цеха, управление – на прибрежной стороне бульвара. А через дорогу, Французский б-р, 14. в здании, построенном ещё до революции, находилась гостиница студии. Уже после войны, в конце 50-х годов прошлого века, её неофициально назвали «Куряж» (реминисценция книги о детской колонии малолетних преступников Антона Семёновича Макаренко, которая так и называлась – Куряж). Таке прозвище не без юмора присвоили ей студенты-ВГИКовцы, приехавшие возрождать студию после войны. Стены Куряжа помнят и Марлена Хуциева, и Феликса Миронера, и Василия Шукшина, и Владимира Высоцкого… (ВГИК – это Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии в Москве, во времена Советского Союза).
Вера Холодная
...Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы, - значит, нас там ценят высоко. Но теперь расставаться с Родиной, пусть измученной и истерзанной, - больно и преступно, и я этого не сделаю...
(“Киногазета”, № 22 - май 1918)
В конце лета 1918 года актриса приехала в Одессу на досъёмки фильма "Княжна Тараканова" вместе со старшей дочкой Женечкой. Но съёмочной группе из-за интервенции пришлось задержаться в Одессе на полгода. 8 февраля 1919 года Вера заболела "испанкой" — особой формой гриппа, которая осложнилась воспалением лёгких. Она проболела девять дней. 17 февраля 1919 года в Одессе её не стало.
Владимир Холодный прожил без жены всего два месяца. Он ничем не болел, а просто тихо угасал — "от разбитого сердца". Вскоре скончалась и мать Веры, а осиротевших дочерей актрисы родственники вывезли за границу, где их следы затерялись.
Тело актрисы забальзамировали, чтобы при первой возможности, едва войска Антанты оставят Одессу, перевезти в Москву. Гроб с телом актрисы заперли в часовне на Первом Христианском кладбище Одессы... и вспомнили о нём только в 1931 году, когда кладбище было решено превратить в Парк культуры. Останки актрисы, как сообщили её родственникам, были отправлены в Москву... но по дороге потерялись.
За свою карьеру киноактриса снялась, по разным свидетельствам, то ли в сорока, то ли в восьмидесяти фильмах. Из фильмов с её участием до нас дошло только пять.
За четыре года кинематографической жизни Вера Холодная снялась в 35-ти фильмах у режиссеров: Е.Бауэра, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского. Её называли королевой экрана. Она стала законодательницей мод.
В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов — "У камина". Этот фильм имел исключительный успех у зрителей (при советской власти он был уничтожен, как и сотни других популярных дореволюционных фильмов).
За 1917 год Вера снялась ещё в 11 фильмах.
Ей много раз предлагали уехать из России. Она была популярна за рубежом. Фильмы с её участием шли в Европе, Америке, в Турции и даже в Японии. Ей предлагали контракт на 10 лет в Германии, её звали во Францию. Но она на все предложения отвечала отказом. Говорила, что её место в России.
Александр Довженко
Время существования Одесской киностудии (кинофабрики ВУФКУ, затем «Первой комсомольской кинофабрики», затем «Студии Украинфильм») осчитывается от 23 мая 1919 года, когда на остатках студий Гроссмана, Харитонова, Борисова решением Одесского губисполкома и было создано первое в стране госпредприятие для съёмки фильмов. Напомним, что декрет о национализации всего кино- и фотодела был подписан Лениным лишь в августе девятнадцатого года. Сначала студия опиралась на творческий опыт работавших ранее у Гроссмана, Харитонова, Бауэра выдающихся режиссёров дореволюционного кино, – П. Чардынина, В.Гардина, Н.Салтыкова, П.Сазонова. Но вскоре широко растворила двери для молодых: пришёл художник Александр Довженко, скульптор Иван Кавалеридзе, театральный режиссёр Лесь Курбас, талантливый фотограф Даниил Демуцкий. Довженко приехал в Одессу в 1926 году, где по его, впервые в жизни написанному сценарию, снимался фильм «Вася-реформатор». Работа у режиссёра Ф.Лопатинского незаладилась, и директор студии Павло Нечес назначил Довженко заканчивать картину. Ничего хорошего из этого не получилось. Тем не мнее Александру Петровичу предоставляется возможность попробовать ещё раз: самому написать сценарий, самому набрать актёров, самому от начала до конца прорежиссировать. «Ягодка любви» –вторая комедия Довженко на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Она не принесла славы режиссёру, но способствовала накоплению опыта. И следующая картина – «Сумка дипкурьера» – уже вполне профессиональная работа, с хорошей прокатной судьбой. Потом А.Довженко создаёт свой первый шедевр «Звенигора», а следом за ним всемирно известный «Арсенал».
Именно Одесская студия дала миру большого режиссера, мыслителя, патриота – Александра Петровича Довженко.
Здесь И.Кавалеридзе снял первую в Украине звуковую ленту "Колиивщина". Студия в первый раз вывела на экран Тараса Шевченко в блестящем исполнении Амвросия Бучмы ("Тарас Шевченко" реж. П.Чардынин.) Щедро экранизировалась укранская классика – "Микола Джеря", "Борислав сміється", "Сорочинский ярмарок", "Захар Беркут", "Кармелюк" и др. Выдающиеся актеры приобретали здесь кнематографий опыт - Мария Заньковецкая, Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Николай Надемский...
Одесская киностудия была первой кинематографической школой актеров, которые потом и на Киевской студии, и на других студиях страны несли свой талант зрителям.
Именно на базе Одесской киностудии, с непосредственным участием ее творческих и технических работников в Одессе был создан кинотехникум, который готовил кинематографистов-профессионалов в разных отраслях, – от актеров, режиссёров, сценаристов до специалистов по обработке пленки, киномехаников, осветителей и пр.
Сценарным делом на студии руководили талантливые люди, которые впоследствии заняли ведущее место в советской литературе – Юрий Яновский, Микола Бажан, Александр Корнейчук. В 1928 году студя создала 27 художественных фильмов! Это – без учета многочисленной продукции просветительских лент. Созданная значительно позже, чем Одесская, Ялтинская кинофабрика ВУФКУ никогда не достигала такого уровня.
Для Одесской кинофабрики писали сценарии Владимир Маяковский, Исаак Бабель, многие другие уже известные, или ставшие известными потом писатели. И.Бабель предложил студии сценарий, рассказывающий о популярном в Одессе бандите Мишке Япончике. Владимир Вильнер поставил по нему фильм «Беня Крик». В нём настолько ярко и сатирически броско были представлены одесские типажи, что фильм был выпущен малым тиражом и быстро снят с экрана, т.к. он «оскорблял национальные чувства евреев» (так формулировалась причина закрытия фильма).
До 1929 года, когда начала выходить на экран продукция только что созданной Киевской студии, только фильмы Одессы представляли украинский кинематограф и на отечественном, и на мировом экране.
Тридцатые годы были для студии годами потерь. Насильственная украинизация, полтическая чистка привели к сокращению программы производства. 1937 год – лишь пять фильмов, 1939 – всего два... И все же в предвоенные годы студия снимала фильмы, которые были очень популярными у зрителя: "Моряки" Владимира Брауна, "Танкер Дербент" Александра Файнциммера, "Таинственный остров" Е.Пенцлина подтверждали способность студии в условиях жесткой кадровой чистки и волны репрессий создавать любимые народом ленты.
Именно на Одесской студии был основан в отечественном кинематографе жанр маринистики, который успешно продолжался и в послевоенные годы.
С нашествием немецко-фашистских оккупантов студия была эвакуирована в Ташкент, частично – в Алма-Ату. В известных фильмах «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и многих других, снятых во время войны, есть значительная часть труда и одесских кинематографистов – режиссёров, операторов, художников, звукооператоров.
После освобождения Одессы от захватчиков, студии был определён статус технической базы, и она стала летней съёмочной площадкой «Мосфильма». Возрождённые цеха студии качественно обслуживали сложные в производстве картины корифеев отечественного кино Всеволода Пудовкина, Михаила Ромма, Александра Птушко и др. Поражали своим великолепием декорации в фильме «Садко», впечатляющие морские баталии вели досконально выполненные макеты парусных кораблей в картине «Корабли штурмуют бастионы». Цех комбинированных съёмок, цех декоративно-технических изделий возродились после войны и были лучшими в стране.
Александр ГОРСКИЙ
Но собственного производства на студии не было – слишком большие потери в творческом персонале понесла студия в годы войны. И нукжно было обладать большой смелостью тогдашнему директору Александру Валентиновичу Горскому, который не только добился разрешения на возрождение студии, но и очень рискованным образом решил кадровую проблему. Он пригласил на студию выпускников ВГИКа – режиссёров, операторов, художников, экономистов. Тогда бывшие студенты обычно годами ходили в ассистентах и помощниках, Горский же сразу поручал им самостоятельную работу. «Куряж», в котором жили приглашенные ВГИКовцы, был продолжением института, его духа взаимопомощи и поддержки. Все вместе обсуждали проблемы каждого, смотрели кинопробы, первый отснятый материал. И результат не замедлил сказаться. На экраны страны выходит фильм, снятый по сценарию вчерашнего студента Феликса Миронера «Весна на Заречной улице» таким же молодым режиссёром Марленом Хуциевым. Этот фильм стал знаменательным не только для студии, но и для всего советского кинематографа.
«Весна на Заречной» была первым фильмом, сломавшим традицию «лакированного кино», которая была официально утверждена до тех пор властями. С неё начался новый этап осмысления и воссоздания современной жизни в кинематографе всего государства.
«Весна на Заречной улице», ч/б, 1956, HD
С тех пор и в дальнейшем студя становится стартовой площадкой для творческой молодежи. Василий Левин, Всеволод Воронин, Генрих Габай, Евгений Ташков, Виктор Жилин осуществляют здесь первые шаги, их дебюты сразу же выводят режиссеров в шеренгу високопрофессиональных мастеров. ”Зеленый фургон”, "Повесть о первой любви", "Моя дочь", "Исповедь" – это ленты, которые сразу снова громко заявили об Одесской студии на большом экране. Петр Тодоровский, Радомир Василевский, Вадим Костроменко, Геннадий Карюк, Вадим Авлошенко, Леонид Бурлака – операторы, которые создали на студии свою, неповторимую манеру изображения, потом большинство из них на Одесской студии осуществят свои первые режиссерские постановки и займут значительное место в нашем кнематографе.
Впервые в условиях «железного занавеса» Одесская студия осуществляет прорыв на мировой экран – лента «Верность», режиссерский дебют Петра Тодоровского, получает главную награду
Венецианского фестиваля (1965 г.)
В конце 60-х годов студия пополняется новой молодежью: приходит Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Станислав Говорухин, Вадим Лысенко, немного погодя – Виллен Новак, Ярослав Лупий, Наталья Збандут, Александр Павловский и Леонид Павловский, позже – Михаил Кац, Николай Седнев, Виктор Ноздрюхин-Заболотный. И почти каждый их первый фильм – свидетельство о таланте, подкрепленное фестивальными наградами.
Одесская студия всегда была наибольшим производителем фильмов для детей и юношества. Среди фильмов этого жанра и направления в Украине лишь один фильм был отмечен наивысшей тогда в государстве наградой – Ленинской премией: «Приключения Электроника» производства Одесской студии.
На студии сложилось определенное звено режиссеров, для которых детский кинематограф стал главной, плодотворной темой в творчестве.
Такое стало возможным на основе значительного творческого опыта, который накапливали на студии прежде всего режиссеры Валентин Козачков, Радомир Василевский, а также Вадим Костроменко, Ярослав Лупий, Игорь Апасян, Владимир Алеников. Перечень наград, которыми отмечались фильмы для детей, занял бы много места. Но наивысшей наградой фильмам была многочисленная почта – письма от юных зрителей свидетельствовали о том, что фильмы для них действительно были волнующими рассказами об их прблемах, их жизни.
Следует отметить также, что по количеству зрителей на одну картину – не только детскую – Одесская студия много лет была на втором месте в стране, а несколько лет разделяла первое место с «Мосфльмом».
Одесская киностудия была наибольшим в Украине производителем телевизионных фильмов, которые пользовались и до сих пор пользуются у зрителя неизменной любовью.
“Место встречи изменить нельзя”, “Д`Артаньян и три мушкетера”, “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна”, “Секретный фарватер”, “Чародеи”, “Зеленый фургон” и многие другие и до сих пор не сходят с экранов телевизоров государств СНГ.
Времена перестройки крайне осложнили положение студии. Но и в это время в творческих объединениях было снято много фильмов, которые получали награды на международных фестивалях: “Пустыня” Михаила Каца, “Морской волк” Игоря Апасяна, “Даниил Галицкий” и “На поле крови” Ярослава Лупия, “Дикая любовь” и “Принцесса на бобах” Виллена Новака. Каждый фильм Киры Муратовой находил и находит признание в мировом кинематографическом сообществе, каждый ее фильм отмечен весомыми наградами на престижных Международных фестивалях.
В середине 90-х на студии появилась Одесская Студия Мультипликации, которая производит мультфильмы для детей, телевидения и фестивалей. Первым режиссером был Евгений Бугаев, сейчас режиссер студии - Юрий Гриневич. Мультипликаторы делают анимацию в основном для зарубежных заказчиков ибо государственных заказов нет, что очень обидно.
В настоящий момент киностудия переживает не наилучшие времена. Перестроенная в Закрытое Акционерное Общество, она напряженно ищет пути выхода из кризиса.
Среди работников, которые еще недавно, до того, как к ним применен был новый Закон о труде, составляли творческое ядро студии, восемь Заслуженных работников культуры Украины, четырнадцать Заслуженных деятелей искусств Украины, два Народных артиста Украины, два академика Академии искусств Украины, один профессор культурологии.
Все они готовы и теперь работать для возрождения и последующего развития нашего кинематографа.
Автор: Вадим Костроменко
{jcomments on}
«Морской Волк», 1990
виробництво искусство кінематографістів україни сергій тримбач киностудия союз кинематографистов три мушкетера художник-постановщик зеленый фургон одесская киностудия александр костроменко законопроект кинематографистов приключения электроника правления изменить нельзя место встречи ярослав лупий одесский экран военно-полевой роман кинорежиссер одесской киностудии астенический синдром одеська кіностудія евгений женин параджанов секретный фарватер национального союза одесского отделения одесских кинематографистов председатель правления народный артист кинематографисты одесские кинематографисты фестиваль одесское отделение кира муратова композитор говорухин сценарист приключения президент одеської кіностудії вторжение
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net