ОСТОРОЖНО: ОБМАН!

14 января 2018

Небывалый ажиотаж в последние пять лет возник вокруг имени нашего соотечественника, талантливого механика-изобретателя XIX–XX вв. Иосифа Тимченко. Те, кому знакомо это имя, знают его в первую очередь, как создателя «улитки Тимченко» - первого в мире скачкового механизма, вызвавшего споры о том, кто же первым изобрел кинематограф – Тимченко, или бр.Люмьер.

Неожиданным инициатором буквально лавины публикаций, интервью, презентаций и встреч оказался некий «археолог кино» Сергей Гавриленко, создавший т.н. «группу энтузиастов по увековечиванию творческого наследия И.А.Тимченко» Увы, при ближайшем рассмотрении налицо тут - беззастенчивая профанация, откровенная фальсификация истории, спекуляция на интересе к жизни и творчеству талантливого человека. На поверку  упомянутые «археологи кино» не откапывают, а, напротив, закапывают историческую правду. Причем, со вполне конкретной целью: заработать на этом, и побольше. Всё банально просто.

Вот, скажем, Гавриленко принимается повсюду рассказывать о своих «сенсационных находках», связанных с «киноаппаратом» Тимченко. Цитируем его:

Интервью 26.11.2013 г.: «Ретромашину собирали по фрагментам чертежей, которые хранятся в собраниях отечественных коллекционеров и в США. В конце 19 века в Российской Империи практически не было киноплёнки, поэтому Тимченко умудрился записывать ролики на стеклянные диски, на которых сохранились гербовые штампы Новороссийского университета (https://oglaze.livejournal.com/54871.html)

Выходит, Гавриленко не имеет ни малейшего понятия о том, как маркировал свои изделия И.А.Тимченко. Какие могут быть «гербовые штампы» на стекле? Зачем? Да еще в том месте, где находится «видеоряд». Что за бред?!

Следующая «порция» обмана: «Вечерняя Одесса» от 30.11.2013 г., статья «Археология кино»: «...Сергей Гавриленко за свои деньги купил у коллекционера в США копии на стекле и «Всадников», и «Копьеметателя» Тимченко и сейчас занимается их реставрацией. Оригиналы же - там, в США, в частной коллекции!» (http://vo.od.ua/rubrics/kultura/27522.php)

Опять-таки: отнюдь не «чистейшей воды» абсолютная фантазия. С равным успехом можно утверждать, что на Одесском Староконном рынке приобретены оригиналы черной кошки из темной комнаты, о которой шла речь в романе бр.Вайнеров и знаменитом фильме Одесской киностудии…

Между тем, с осени 2013 года, Гавриленко начинает убеждать в том, что Тимченко «мечтал о кинематографе», и даже «разработал проект кинокамеры», причем, для пленки 35 мм с перфорацией современного формата: «Конструкторы собираются доказать талант отечественного изобретателя и воссоздать ещё одну его машину — первую в мире кинокамеру, которая, по планам Тимченко, должна была записывать видео уже на плёнку.» (https://oglaze.livejournal.com/54871.html)

И далее - «Комсомольская правда» от 13.02.2014:  «В узких кругах кинематографа тех лет Тимченко все же признали первооткрывателем, но потом это забылось, а его ноу-хау оказалось на музейных полках, откуда затем и вовсе бесследно исчезло. Но в Харькове нашлись чертежи инженера. Именно благодаря им спустя 123 года удалось воссоздать кинопроектор Тимченко» (https://kp.ua/life/438351-ukrayna-vernula-sebe-pervyi-v-myre-kynoapparat)

Неприкрытая ложь: ведь нет в Харькове (и никогда не было!) никаких чертежей аппарата Тимченко. Разве что рисунок «улитки Тимченко», который давным-давно всем известен.

В этом же ряду – текст интернет-издания «Gazeta.ua» от 14.02.2014 г.: «На самом деле камеру Тимченко так и не сделал. Остались его чертежи. Но Тимченко таки снял свои два короткие фильма на восемь фаз. Которые и демонстрировал десять дней в Одессе. Поскольку не имел ни камеры, ни пленки, он снял его на диски. На аппарат, что снимал на диски. Что-то типа "фоторужья". Оригиналы находятся в Америке». (https://gazeta.ua/ru/articles/culture/_pervyj-v-mire-kinoapparat-vozyat-po-vsej-ukraine/541966 )

Единственное правдивое признание С.Гавриленко - таково: «Наш проект стартовал еще в конце 2011 года, после того, как киновед Владимир Миславский предложил создать модель проектора, работающего по принципу механизма «улитка», созданного И.А.Тимченко.»

Так вот. Историк кино и дотошный документалист В.Н.Миславский высказал тогда мысль о воссоздании точной копии «снаряда для анализа стробоскопических явлений» - как изобретения, соединившего в себе две составляющие кинематографа: скачкового механизма и проекции на экран. Речь шла о максимально точной копии, с математическим расчетом формы зуба шестерни, как это было у Тимченко, с безукоризненным исполнением токарных и фрезерных работ. Вряд ли мог он тогда предположить, что замечательной идеей воспользуются откровенные аферисты, которые вместо высокоточной шестерни используют простую велосипедную цепную «звездочку» и будут называть это нелепое творение «воплощением мечты механика Тимченко».

И, наконец, вышла недавно книга Сергея Гавриленко «Человек с Преображенской». Наглядный пример все той же авантюрной спекуляции на имени Иосифа Тимченко.  Не берусь оценивать «художественную» ценность этого опуса, но что касается «исторического материала», на основе которого якобы написан сей «роман», то уж никак его нельзя считать  «историческим». Вся «правда» о Тимченко здесь - откровенная фальсификация. Отдельные реальные факты из жизни изобретателя беззастенчиво перевернуты «с ног на голову». И хотя о Тимченко известно вполне достаточно, чтобы по достоинству оценить его уникальный и многогранный талант механика-изобретателя и предпринимателя, его долгий и трудный путь к признанию… - нет ничего этого в книге С.Гавриленко. Воистину: «задачу» перед собой упомянутый автор ставил, увы, напрочь иную…


ГЕРГЕША Виктор Григорьевич,

биограф и хранитель личного архива И.А.Тимченко,

соавтор книги

«Механик-изобретатель Иосиф Тимченко в документах и воспоминаниях».

(авторы - В.Миславский, В.Гергеша.

Харьков, изд-во «Фактор», 2012.)

13.01.2018 г.

От публикатора.

Письмо В.Г.Гергеши, которое мы получили, в оригинале представляет собою фундаментальное и скрупулезно аргументированное конкретными фактами исследование весьма внушительного объема. Именно по этой причине мы вынуждены привести в данной публикации, по сути, лишь сугубо резолютивную его часть, т.е. основные выводы автора, сделанные на основе глубокого и подлинно научного анализа. Желающим ознакомиться со всем массивом данных, собранных и изложенных В.Г.Гергешей, рекомендуем указанную выше его, в соавторстве с В.Н.Миславским, книгу в открытом доступе: http://kinopressa.ru/wp-content/uploads/library/timchenko_blok.pdf

А решение обнародовать полученную нами информацию продиктовано, опять-таки, настораживающими фактами самопиара г-на С.Гавриленко, с использованием, в частности, логотипа Одесской киностудии, хотя от своей причастности к деятельности Гавриленко дирекция студии официально дистанцировалась. Весьма сомнителен, по утверждению профессионалов, и характер рекламируемых Гавриленко якобы «эксклюзивных» фотографий Веры Холодной, и т.п.

И впрямь, похоже, вывод В.Г.Гергеши о подлинных стремлениях этого «археолога кино» может напрашиваться сам собою…



ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер


ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер


ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер

ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер

ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер

ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер

ОСТОРОЖНО: ОБМАН! | «Археолог кино» Сергей Гавриленко | Иосиф Тимченко, братья Люмьер
Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net