— В связи с работами по обновлению сайта, его структуры, нового дизайна и формата - сайт приостанавливает свою работу. Приносим извинения за временные неудобства.

Администрация сайта

Найди в себе жизненную силу...

17 сентября 2014

Профессиональный праздник кинематографистов Украины — вторая суббота сентября — в этом году отмечен 120-летием со дня рождения гениального кинорежиссера-украинца Александра Довженко

Профессиональный праздник кинематографистов Украины — вторая суббота сентября — в этом году отмечен 120-летием со дня рождения гениального кинорежиссера-украинца Александра Довженко.

В субботний день 13 сентября Одесское отделение Национального союза кинематографистов Украины скромно отметило обе даты. Скромно, потому что радоваться пока нечему. Прорыва в кино Украины не наблюдается, внятного проекта развития отрасли не просматривается, а студии — что в Одессе, что в Киеве — живут в неврозе ожидания, что вот-вот на вожделенную территорию таки вломится рейдер...

В арт-клубе Одесской киностудии собралось не много народу, но приятно было, что большинство публики — молодежь, и что молодые проявили интерес к творчеству великого мастера, давшего начало тому направлению в кино, которое принято называть поэтическим. В арт-клубе был показан ранний фильм А. Довженко «Звенигора», отреставрированный, оцифрованный и записанный на диск. А вокруг павильона Веры Холодной, в котором размещается арт-клуб, киношники устроили модную «сушку»: на веревках с помощью прищепок развесили фотоснимки известных кинематографистов, имевших так или иначе отношение к Одесской киностудии.

Председатель Одесского отделения НСКУ, народный артист Украины Ярослав Лупий поздравил собравшихся и вручил дипломы и премии НСКУ журналисту, киноведу Евгению Женину и режиссеру-аниматору Олегу Гею. За многолетний самоотверженный труд отмечены по случаю профессионального праздника почетным знаком губернатора Евгений Женин и бывший директор картин Алла Мещерякова.

Ярослав Лупий о Довженко сказал: «Сложно было этому человеку стать столпом кинематографа, «дороговказом», говоря по-украински. Но, одновременно с великими Эйзенштейном и Пудовкиным, он сумел достичь высот. На Одесской киностудии Довженко снял четыре фильма. И, кстати, недавно мы нашли уникальную фотографию: Александр Довженко у входа в особняк Сан-Донато, где тогда размещалась администрация киностудии, на которой суждено было впервые проявиться замечательным мастерам, цвету нашего кинематографа».

Слово взял директор Музея кино ОО НСКУ, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Костроменко. «Мы часто повторяем: великий, — и личность бронзовеет, — сказал он. — Я вижу Александра Довженко талантливым, но земным человеком, со страстями, ошибками, воспарениями на его сложном жизненном пути. Подумайте только: уроженец украинского села, у родителей которого было 11 детей, а выжили всего двое! Несладкой была крестьянская жизнь. И все-таки способный мальчик сумел выучиться в учительском институте в городе Глухове»...

Костроменко рассказал молодежи начальную творческую биографию Александра Довженко, связанную с Одесской киностудией, причем с такими подробностями, которые не особенно-то сыщешь и в Интернете. Например, о миссии резидента Советской страны сначала в Польше, затем в Германии.

Профессиональный праздник кинематографистов Украины — вторая суббота сентября — в этом году отмечен 120-летием со дня рождения гениального кинорежиссера-украинца Александра Довженко

Довженко должен был за границей, ни много ни мало, изловить Петлюру (под началом которого повоевал). Если заглянете в Википедию, то получите такие вот скупые сведения: «...зачисляют в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР и направляют на дипломатическую работу — в Польше он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства. В начале февраля 1922 года Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии». На поверку, говорит В. В. Костроменко, назначения дивно совпадают с эмигрантскими перемещениями Петлюры... до которого у Сашка Довженко руки так и не дошли. Не пришлось брать грех на душу. Но жизнь тогдашняя была — еще та авантюра, не было в ней прямых и однозначных раскладов. Как, впрочем, и сегодня...

Тем не менее, наш авантюрист, который, по его словам, «вошел в революцию не в ту дверь» (в националистическую, понимай), был гением. Не стану вам пересказывать, каково ему пришлось пробиваться к гениальности — к себе самому. Случилось это на молодой Одесской киностудии. Лучше читайте книги Вадима Костроменко. Хорошо также добыть увесистый том «Дневниковых записей» Довженко, выпущенных в свет в 2013 году издательством «Фолио»: из архива, открытого после 50-летнего запрета, наложенного вдовой автора Юлией Солнцевой.

«Звенигора» явилась как прорыв, как фильм, открывший дотоле неведомые возможности киноязыка, как дерзкий модернизм, которому суждено будет стать мировой классикой. «Довженко проснулся мировой знаменитостью, — рассказывает Вадим Васильевич Костроменко, — а нападки критиков парировал дерзко: если вы чего-то не понимаете в моем фильме, то это не значит, что он плох, это значит, что вы еще не научились думать в кино».

«Где появляется талант, там собираются и завистники», — отмечает директор Музея кино и рассказывает, как Александра Довженко буквально выжили с Киевской киностудии: «В Москву он... бежал. В Киеве под него подкопались: «буржуазный националист», — расстрельная статья!.. Спихнули из руководства киностудией. В Москве он добился встречи со Сталиным». Так, с подачи Сталина, возник фильм «Щорс» — «лучший друг кино» пожелал увидеть на экране «украинского Чапаева», после оглушительного успеха фильма Васильевых. Александру же Довженко посоветовал: «Не возвращайся в Киев: там я тебе помочь не смогу»...

«Мне выпало огромное счастье знать Александра Довженко, — говорит В. В. Костроменко. — Студентом ВГИКа я сбегал с операторских занятий на его лекции. Много интересного слышал в его беседах со студентами. Кстати, он во ВГИКе читал свои лекции... на украинском языке. И его отлично понимали! Читал нам свой сценарий «Поэмы о море»...

А когда умер... Умирая, просил, чтобы на похоронах не было никаких оркестров, а пелись бы украинские песни! И вот — гроб на сцене. И популярнейший тенор Иван Козловский. А я с товарищем-студентом должен был рояль из-за кулис выкатить и потом обратно вкатить.

После его смерти киностудию в Киеве назвали его именем. Бог им судья!.. Многие пытались подражать ему. И напрасно. Надо найти в себе, прежде всего, жизненную силу, равновеликую той, которая была в самом Довженко».

Подражателей — не вышло. Зато ученики — выдающиеся и с собственным лицом: Лариса Шепитько, Георгий Шенгелая. Последователи: Сергей Параджанов, Андрей Тарковский. Откуда, скажите, в «Ивановом детстве» яблоки, омытые дождем?..

Автор: Валентина Левчук

Источник: vo.od.ua


Share/Save/Bookmark
Печать


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net